ЦИКЛ "ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ БОГОМАТЕРИ"

Close

Благовещение Анне. Третий и четвертый ярусы стенописи Успенского собора в соответствии с посвящением храма заняты богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из апокрифических (то есть неканонических) сказаний о Житии Богоматери, известных уже с III–IV веков, и в первую очередь из Протоевангелия Иакова. На Руси эти тексты были переведены уже со времени ее крещения. В них подробно рассказывается о родителях Девы Марии – Иоакиме и Анне, о ее рождестве, детстве и юности. Цикл начинается с южной стены. Первые две композиции в третьем ярусе, «Принесение жертвы»  и «Отвержение жертвы», изображают праведных Иоакима и Анну, приносящих в храм ежегодную жертву – двух голубей, но первосвященник не принимает ее из-за их бездетности, что в Иудее считалось большим грехом. Две следующие сцены – «Моление Иоакима и Анны о даровании дитяти»– отличаются особой поэтичностью. Иоаким изображен в пустыне, где к нему слетает ангел-благовестник. Анна получает благую весть от ангела в саду, среди цветущих деревьев, а за ее спиной перед домом сидит служанка, в испуге обернувшаяся при виде ангела. В своей молитве Анна дает обет, что если у нее будет дитя, она посвятит его Богу. Далее следуют две сцены «Благовестие Иоакиму и Анне»: престарелые супруги получают откровение о даровании им долгожданного дитяти, а два вестника сообщают Анне о возвращении Иоакима. Последние две композиции на южной стене изображают Иоакима среди своих стад в пустыне и радостную встречу у Золотых ворот супругов, узнавших о разрешении их бездетности – «Зачатие Анны» .

Благовещение Иоакиму.Встреча Иоакима и Анны.Иоаким и Анна приносят дары.Обличение Марии Иосифом.Обличение Марии старцами.Молитва Богоматери.

На северной стене с запада на восток цикл продолжается сценами отрочества и юности Марии. Первая сцена изображает Иоакима, представляющего Святую Деву иереям во храме. Затем помещена «Молитва первосвященника о жезлах», повествующая об избрании для Марии обручника по чудесно процветшему жезлу.  Далее следуют сцены «Обручение Марии и Иосифа» и «Прощание Иосифа с Марией».  За ними расположены композиции, изображающие «Благовещение у кладезя», когда ангел возвещает Марии о рождении от нее богомладенца Иисуса, «Обличение Марии Иосифом», «Явление ангела Иосифу во сне», раскрывающего ему тайну непорочного зачатия Девы , «Обличение Марии старейшинами» и испытание ее в соответствии с древним обычаем «водой обличения», доказавшим ее непорочность. Две последние сцены изображают Богородицу перед Успением, когда она ходила на Елеонскую гору, где деревья поклонялись ей, а ангел-благовестник сообщил Богородице о скорой кончине, и ее «Молитва у гроба Христа» после его вознесения.

ВВЕРХ