СТЕНОПИСЬ
CloseВ 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней.
В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Каким он стал тогда, мы, к сожалению, представить не можем. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.
В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.
Живописцы использовали смешанную технику фрески и темперной живописи по сухой штукатурке, тщательно и многократно прописывая лики, складки одежд, уподобляя настенную живопись плотному иконному письму.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция "Страшный суд". На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.