РОСПИСЬ КУПОЛОВ, СВОДОВ, ЛЮНЕТОВ, СТОЛПОВ
CloseВ пяти главах Успенского собора представлены различные образы Бога: в скуфье центрального купола – Спас Вседержитель, в юго-восточном куполе - младенец Христос в образе воплотившегося Бога Слова в композиции «Богоматерь Знамение», в северо-восточной главе Предвечного Логоса в типе Спаса Еммануила, что означает «С нами Бог». В юго-западном куполе помещен аллегорический образ неизобразимого Бога Отца – Саваофа с восьмиконечным нимбом, символизирующим вечность, а в северо-западном – образ Спаса Нерукотворного. В барабане центральной главы изображены торжественно предстоящие Вседержителю ангелы в рост. Под ними в оконных простенках – библейские праотцы со свитками в руках. В парусах традиционно располагаются четыре евангелиста, распространившие в своих Евангелиях свет учения Христа по всему миру.
На сводах представлены двунадесятые, то есть двенадцать особо чтимых церковью праздников, отмечаемых в годичном круге богослужений. На юго-восточном своде помещена композиция «Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов, благовестия пастухам и омовения Младенца. На северо-восточном своде – «Сретение», то есть принесение младенца Христа во храм, где его с радостью встречают старец – первосвященник Симеон Богоприимец, которому было открыто, что он не умрет прежде, чем увидит Спасителя мира, и пророчица Анна.
На западном своде помещено «Преображение», когда на горе Фавор Христос явился своим ученикам во славе и сиянии, как сын Божий. Рядом, на северо-западном своде, находится композиция «Воскрешение Лазаря», а на юго-западном своде – «Сошествие во ад», то есть воскресение Христа и изведение им из ада всех праведников, искупленных его крестной жертвой.
На центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами, изображено «Вознесение», когда на сороковой день после воскресения Христос на глазах своих учеников и Богоматери вознесся во славе на небо.
В люнетах представлены притчи, то есть евангельские повествования, в которых в иносказательной форме раскрывается учение Христа. Здесь изображены «Притча о мытаре и фарисее» и «Притча о блудном сыне», повествующие о возможности искупления грехов и спасения раскаявшихся грешников, обретших веру.
На круглых столпах в центральной части храма помещены сто тридцать пять фигур мучеников, почитавшихся как «столпы церкви». В нижнем ярусе юго-восточного столпа находится композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Она представляет библейский сюжет, повествующий о том, что иудейскому полководцу у стен Иерихона явился «архистратиг сил Господних», который остановил на небе солнце, чтобы войско Иисуса Навина могло одержать победу.