АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА
CloseНа алтарной преграде Успенского собора, на пилястры которой некогда опиралось нижнее тябло иконостаса, сохранились полуфигурные изображения преподобных – монахов, прославившихся своей подвижнической жизнью и аскетическими подвигами. Время их создания исследователи датируют по-разному – от 1480 до 1515 года, и полагают, что они были созданы артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием. Изображения выполнены в технике фрески, то есть по свежей, еще сырой штукатурке, а затем прописаны более тщательно темперными красками по сухому грунту. Они располагались между иконами деисусного чина иконостаса и стоявшими под ними в отдельных киотах местно чтимыми образами. Позже фрески были сплошь закрыты иконами местного ряда, что позволило им прекрасно сохраниться до наших дней. Впервые их обнаружили лишь в 1882 году, когда реставрировали главный иконостас, укрепляли его деревянные конструкции и восстанавливали серебряный оклад, похищенный во время нашествия Наполеона в 1812 году.
Наиболее выразителен на алтарной преграде образ Алексея Человека Божьего, первый в этом ряду, который прославился подвигами добровольного нищенства и жертвенного самоотречения по образу Христову. Однако драматизм судьбы Алексея Человека Божьего не нашел отражения в его образе на алтарной фреске. Его облик пронизан просветленной грустью, силуэт фигуры лаконичен и строг, а изысканная цветовая гамма построена на сочетании холодноватых оттенков розового и серебристо-серого на одеждах и плотных золотистых охр на лике и обнаженных руках святого. В этой фигуре ощущаются живописная легкость, изящество и вместе с тем величавая монументальность, которые отличают руку Дионисия, вероятного автора этой композиции, и позднее проявляются в созданных им в 1502 году знаменитых фресках Рождественского собора Ферапонтова монастыря.