ХРАМЫ-ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
CloseНыне существующему Успенскому собору 1479 года предшествовали более древние постройки. Еще во второй половине XII–XIII веке на этом месте находился культовый центр Москвы с кладбищем и, вероятно, деревянной церковью. Первое каменное здание Успенского собора было возведено в XIV веке, когда Москва стала центром самостоятельного княжества, а ее Кремль – резиденцией великого князя Ивана Калиты и митрополита Петра.
Четвертого августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора. Освятили собор накануне престольного праздника – 14 августа 1327 года. Архитектурный облик нового храма и его размеры были близки к владимиро-суздальским постройкам начала XIII века и, в частности, к Георгиевскому собору в Юрьеве Польском (1230–1234), который, по-видимому, и послужил для него образцом. Небольшой одноглавый трехапсидный Успенский собор первоначально имел три притвора, а затем был обстроен приделами, примыкавшими к алтарным помещениям с севера и юга.
В южной алтарной апсиде Успенского собора, вероятно, изначально помещался Дмитриевский придел, посвященный великомученику Дмитрию Солунскому. 13 августа 1329 года грек Феогност - наследник Петра на митрополичьем престоле, - основал у северной стены жертвенника Петроверигский придел «во имя святого апостола Петра, поклонения честных его вериг» – мемориальный храм в память своего предшественника. Позже Петроверигский придел был переименован в Петропавловский. В 1459 году митрополит Иона основал еще один - юго-восточный придел, посвященный празднику Похвалы Богоматери, в честь победы юного князя Ивана III Васильевича над татарским ханом Сеид-Ахметом.
В таком виде Успенский собор простоял до начала 1470-х годов. За полтора столетия он сильно обветшал, чему в немалой степени способствовали пожары, не раз испепелявшие Москву. Но не только ветхость здания требовала его кардинальной перестройки. Оно уже не могло отвечать новым требованиям, которые предъявлялись к кафедральному храму Москвы – теперь уже столицы не отдельного княжества, но объединенного Русского государства.
13 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III. В качестве образца для московского храма избрали Успенский собор во Владимире. Это было не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ былого могущества великокняжеской власти, живой образ преемственной связи новой столицы с «первопрестольным» Владимиром. Призванные для строительства московского храма мастера Кривцов и Мышкин еще до начала строительства тщательно обмерили владимирский собор и заложили новый фундамент – «шире и доле полуторою саженью».
Однако Кривцову и Мышкину не было суждено довести постройку до конца. Двадцатого мая 1474 года почти завершенное здание неожиданно обрушилось. Приглашенные Иваном III из Пскова зодчие объяснили эту неудачу несовершенством конструкции и недостаточной крепостью известкового раствора. Одной из причин катастрофы летописи называют и редкое явление – произошедшее в тот день землетрясение.
Недостаток опыта у местных зодчих при возведении столь грандиозного здания вынудил Ивана III искать искусных мастеров во Пскове, а после их отказа - в Италии, славившейся по всей Европе своими архитекторами. В Италию было отправлено особое посольство, возглавляемое Семеном Толбузиным, который 25 марта 1475 года привез с собой из Венеции «мастера муроля (то есть зодчего) кои ставит церкви и полаты, Аристотеля именем тако же и пушечник тои нарочит лити их и бити ими, и колоколы и иное все лити хитр велми».