АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ХРАМА

Close

Успенский собор. Вид с Соборной площади

Архитектурный облик Успенского собора поражал современников Аристотеля Фиораванти и продолжает изумлять нас до сих пор сочетанием традиционности и оригинальности. На первый взгляд кажется, что сходство московского собора с его владимирским образцом очевидно: то же величественное пятиглавие, гладь белокаменных стен, аркатурно-колончатый фриз, спокойный ритм полукружий закомар. Но итальянский мастер не стал копировать план владимирского собора, но «обложи же церковь продолговату полатным образом», то есть заложил основу для создания небывалого на Руси храма, подобного парадному светскому залу.

Характерной и оригинальной особенностью архитектуры московского Успенского собора стало то, что ветви центрального креста, образуемого пересечением главных нефов, не выделяются по ширине и высоте, в результате чего план собора оказывается разделенным на одинаковые квадраты. Храм, по существу, не является крестово-купольной постройкой с ярко выраженной игрой объемов разновеликих частей здания, столь характерных для византийских и русских храмов. Все вертикальные прясла стен равны между собой, что рождает ощущение монолитности объема, подчеркивает выразительность фасадов здания.

Успенский собор. Южный фасадУспенский собор. Южный фасад. 1475-1479Успенский собор. Фото начала XX векаУспенский собор. Вид со стороны Благовещенского собора

Итальянский зодчий, в соответствии с градостроительными принципами эпохи Возрождения, рассчитывал не столько на объемное восприятие здания, сколько на включение его в ансамбль Соборной площади. Все сооружения на Соборной площади вплоть до XVII столетия ориентировались на основные архитектурные формы или отдельные декоративные элементы Успенского собора, а иногда и копировали их.

Особенно эффектен и выразителен его главный южный фасад. Он расчленен строгими лопатками-пилястрами на равновеликие прясла, завершающиеся одинаковыми по высоте полукружиями закомар, в которые вписаны узкие окна верхнего яруса. Сложенные из блоков белого камня стены покоятся на мощном профилированном цоколе. Заимствованный из владимирского собора декоративный элемент – архитектурно-колончатый фриз, опоясывающий фасады собора, лишен присущей владимиро-суздальской архитектуре пластической выразительности. Он как бы врезан в толщу стены, не разрушая ее плоскости. В арки этого фриза, ровно посреди каждого прясла, вписаны окна нижнего яруса.

Южный и северный порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего дворца, оформлены перспективными порталами, со строгим рисунком полуциркульных арок и московскими декоративными «бусинами». К ним вели высокие лестницы с широкими площадками, предназначенными для торжественных выходов государей и иерархов. Лишь с западной стороны, обращенной к митрополичьему дворцу и домовой церкви Ризположения, Фиораванти пристроил каменное крыльцо с декоративной висячей гирькой.

При взгляде на южный фасад Успенского собора заметна некоторая асимметричность его построения. Главы собора, компактно сгруппированные вокруг мощного, венчающего всю композицию центрального купола, а также южный и северный порталы сдвинуты к востоку. Восточные же алтарные выступы – апсиды, несколько пониженные по отношению к полуциркульным закомарам, здесь, в отличие от владимирского собора, выражены менее объемно и к тому же прикрыты выступающими с севера и юга пилонами. Это усиливает впечатление слитности архитектурных масс здания, которую очень хорошо чувствовали современники. Недаром они отмечали, что храм построен «аки един камень».

ВВЕРХ