АРХИТЕКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАМОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Close

План Успенского собора. 1475-1479

Успенский собор имеет в плане продолговатую, несколько вытянутую с запада на восток форму и разделен на одинаковые по величине квадраты, перекрытые крестовыми сводами. Они покоятся на шести высоких, широко расставленных столпах. Два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную крестчатую форму. Остальные четыре столпа, определяющие облик основной части храма, – круглые, что создает ощущение целостности легко обозримого пространства храма.

Зальная структура плана собора не предусматривала выделения центрального подкупольного креста. Чтобы сохранить, согласно традиции, доминанту центральной главы, Фиораванти возвел стенки среднего барабана, несколько отступив от внутреннего диаметра подкупольного квадрата, и расположил в образовавшейся кольцевой камере в основании главы тайник-казнохранилище. Акцент, таким образом, был смещен с подкупольного пространства на центральную часть собора, ограниченную четырьмя круглыми столпами. Отказавшись, в отличие от своих предшественников, от сооружения хоров-полатей в западной части собора и отделив восточную зону невысокой алтарной преградой, итальянский зодчий создал цельное, гармоничное в своей логической ясности и геометрической четкости пространство, пронизанное светом, льющимся через широкие откосы окон и барабаны глав.

Интерьер Успенского собора. Панорама

Сложнее была решена алтарная часть собора, хотя и здесь Аристотель Фиораванти стремился к той же пространственной ясности и логике. Для размещения трех существовавших в прежнем здании собора приделов, которые он включил в архитектурную композицию алтарных помещений, ему пришлось разделить пополам боковые нефы, замкнув их четырьмя апсидами. В северной части алтарных помещений расположился жертвенник и Петроверигский придел, в южной - дьяконник, служивший также приделом Похвалы Богородицы, и Димитриевский придел. Между собой они были разделены сравнительно невысокими, около четырех метров, стенами и освещались через окна восточных глав и боковых апсид.  

Современники высоко оценили новое здание Успенского собора: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же прежде того не бывала на Руси, опроче Владимирскыа церкви …»

ВВЕРХ