ГЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС
CloseВходящему в Успенский собор через западные врата открывается широкая панорама храмового интерьера с его полихромными росписями, паникадилами, иконами, стоящими по всему периметру стен. Но в первую очередь взгляд посетителя привлекает огромный соборный иконостас, отделяющий алтарь, где совершается священнодействие, от остальной части собора.
Нынешний пятиярусный иконостас, почти достигающий сводов собора (его высота более шестнадцати метров), сменил прежний, более скромный по размерам (девять с половиной метров), созданный Дионисием с сотоварищами в 1481 году. Заказал новый иконостас патриарх Никон вскоре после его избрания на патриарший престол. Этот грандиозный ансамбль, включающий в себя шестьдесят девять икон, был создан всего за десять месяцев – с марта 1653 года по январь 1654 года. Иконы для него написаны большой артелью «кормовых иконописцев», собранных из разных городов – Ярославля, Костромы, Осташкова. Среди них особым искусством выделялись костромич Василий Ильин, бывший, по-видимому, ведущим живописцем, а также ярославские художники Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров, ставший впоследствии одним из прославленных иконописцев Оружейной палаты.
Иконостас Успенского собора был украшен серебряным золоченым окладом, который не сохранился до наших дней. Во время наполеоновского нашествия 1812 года он, так же как и оклады других икон, был похищен неприятелем и воссоздан вновь по уцелевшим фрагментам при реставрации иконостаса в 1813 и 1882 годах. Иконы были промыты и вновь прописаны и покрыты олифой в 1852 году академиком живописи Н.И. Подключниковым. Однако и в таком виде иконостас и поныне производит величественное впечатление, а введенные патриархом Никоном в его программу новшества стали широко применяться при создании соборных иконостасов в различных городах и монастырях России.