ЦИКЛ "АКАФИСТ"

Close

Сцены Жития Богородицы с его чудесами и повествовательными подробностями получают развитие в самом поэтическом цикле – Великом Акафисте, который разворачивается в четвертом ярусе росписей. Посвященный Богородице Акафист, что в переводе с греческого означает «неседальный», то есть гимн, исполняемый стоя, был создан в Византии в VI веке.

Акафист состоит из двадцати пяти стихов, так называемых кондаков и икосов. Первые двенадцать песен Акафиста излагают основные события евангельской истории от Благовещения до Сретения   и иллюстрируются подобно традиционным евангельским сюжетам. В росписях Успенского собора они помещаются на южной стене с батальной сцены первого кондака «Взбранной воеводе».

На северном участке западной стены и далее на северной стене этот цикл продолжают композиции, иллюстрирующие вторую – символико-догматическую часть Акафиста. В иллюстрации к икосу 7 «Новую показа тварь» на западной стене Христос указывает ученикам на Евангелие, лежащее на аналое, – основу своего учения, а сам он и есть это «новое творение», пришедшее в мир и воплотившееся от Девы, воспеваемой как «носившую во чреве искупителя пленных». В композиции «Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеcе преложше» (кондак 8) изображены монахи, молитвенно обращенные к вознесенному на высокую гору Христу Еммануилу и изображенную над ним «Богоматерь Знамение» – символ воплощения Сына Божия. Эта тема продолжается в иллюстрации к икосу 8 «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу». Здесь Христос Еммануил – предвечный Бог Слово, восседающий на огненных серафимах, изображен в окружении сияния «славы» и сил небесных, а у ног его – сестры воскрешенного Христом Лазаря Марфа и Мария.

Осада Константинополя.«Взбранной воеводе победительная…» и Благовещение.«Странное рождество видевше...»

 

«Всякое естество ангельское удивися великому твоего человечения делу…»«Стена еси девам…»«Светоприимную свещу…»«О всепетая мати…»

Богоматерь в Акафисте  уподобляется то стене, которая ассоциируется с понятием защиты, то горящей во тьме свече, просвещающей ум и наставляющей к божественному разуму, то  «одушевленному храму» – олицетворению земной церкви. Завершает этот цикл композиция на тему 13-го кондака, которая изображает поклонение иконе «Богоматерь Владимирская» и содержит моление, обращенное к Богородице «О всепетая Мати… от всякой скорби всех и будущей избави муки».

ВВЕРХ