АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА

Close

Арсений  Великий, Пимен и царевич Иоасаф. На алтарной преграде Успенского собора, на пилястры которой некогда опиралось нижнее тябло иконостаса, сохранились полуфигурные изображения преподобных – монахов, прославившихся своей подвижнической жизнью и аскетическими подвигами. Время их создания исследователи датируют  по-разному – от 1480 до 1515 года, и полагают, что они были созданы  артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием. Изображения выполнены в технике фрески, то есть по свежей, еще сырой штукатурке, а затем прописаны более тщательно темперными красками по сухому грунту. Они  располагались между иконами деисусного чина иконостаса и стоявшими под ними в отдельных киотах местно чтимыми образами. Позже фрески были сплошь закрыты иконами местного ряда, что позволило им прекрасно сохраниться до наших дней. Впервые их обнаружили лишь в 1882 году, когда реставрировали главный иконостас, укрепляли его деревянные конструкции и восстанавливали серебряный оклад, похищенный во время нашествия Наполеона в 1812 году.

Наиболее выразителен на алтарной преграде образ Алексея Человека Божьего,  первый в этом ряду, который прославился подвигами добровольного нищенства и жертвенного самоотречения по образу Христову. Однако драматизм судьбы Алексея Человека Божьего не нашел отражения в его образе на алтарной фреске. Его облик пронизан просветленной грустью, силуэт фигуры лаконичен и строг, а изысканная цветовая гамма построена на сочетании холодноватых оттенков розового и серебристо-серого на одеждах и плотных золотистых охр на лике и обнаженных руках святого. В этой фигуре ощущаются живописная легкость, изящество и вместе с тем величавая монументальность, которые отличают руку Дионисия, вероятного автора этой композиции, и позднее проявляются в созданных им в 1502 году знаменитых фресках Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 

Алексей Человек Божий.Парфений лампсакийский.Иоанн Кушник.

Между Петропавловским приделом и жертвенником  на алтарной преграде  изображены  Парфений Лампсакийский (жест его рук словно говорит об отречении от мира), рядом с ним – Иоанн Лествичник, автор книги «Лествица», ставшей руководством для монашеской жизни и повествующей о степенях аскетического самосовершенствования (он изображен со свитком в руках), за ним следует юный Иоанн Кущник, повторивший жизненный путь Алексея Человека Божьего. Эти три фигуры написаны, скорее всего, одним мастером, живопись которого  отличает более плотная, иконописная манера письма. 

Павел Фивейский, Моисей Мурин, Феодосий Великий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин.Моисей Мурин.Феодосий Великий.Исаак Сирин.Ефрем Сирин.

На открытом участке алтарной преграды между жертвенником и царскими вратами изображены: Павел Фивейский – суровый аскет в одеждах, сплетенных из пальмовых листьев; раскаявшийся разбойник Моисей Мурин; основатель первого на Востоке общежительного монастыря Феодосий Великий; Исаак Сирин и Ефрем Сирин, Антоний Великий и Евфимий Великий. Их лица полны внутренней сосредоточенности и спокойствия, жесты рук сдержанны и неторопливы, абрис фигур лаконичен и строг. Они представлены здесь как мудрые наставники и просветители, к которым приходящие в храм «обращались за правилом жизни и с молитвами о поддержке».
ВВЕРХ