ЗАПАДНЫЙ ФАСАД

Close

Портик западного входа в Успенский собор. Западный вход в Успенский собор был снабжен сооруженным Аристотелем Фиораванти портиком, служившим папертью. Его крестовые своды опирались на четыре колонны с висячей гирькой между парой западных столбов. Западный вход служил как для повседневных нужд, так и для торжественных шествий во время крестных ходов и коронаций. Современный облик паперть приобрела лишь во второй половине XIX века: в 1858 году, когда в соборе было проведено отопление, открытый портик превратили в закрытый тамбур, а к коронации Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М. Быковского. 

Портик западного входа в Успенский собор.

Над порталом на фронтоне прежде находилось утраченное ныне изображение храмового праздника «Успение Богоматери». Под сводами паперти сохранились выполненные, по-видимому, одновременно с «Успением» и в настоящее время сильно утраченные сцены из «Апокалипсиса». Дошедшая до нас живопись была исполнена, вероятно, в 1666 году, после опустошительного пожара 1547 года, разрушившего многие дворцы и храмы Кремля, когда загорелась кровля Успенского собора и распалась его каменная паперть. Однако ее первоначальный замысел относится, скорее всего, к концу XV века, когда к этой теме возник особый интерес в связи с ожидавшимся в 1492 году «концом мира».

ВВЕРХ